Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины". Избражение на заставке: Реставрированный русский овин-рига из Архангельской губернии в деревне Верхние Мандроги. Фотография автора, 2015 г. Вопреки бытующим представлениям о широком распространении бань на Руси, бани имелись далеко не у всех крестьян, не во все периоды русской истории, не во всех регионах и не только в привычном для нас «хрестоматийном» банно-срубном виде. Например в Москве, Московской губернии и прилегающих губернях из-за экономии мылись в русских печах.
Овины имели крестьяне с большими крепкими хозяйствами. Большинство же небогатых земледельцев использовали для сушки небольшого количества снопов «шиши» – яму с костром или каменкой, над которой возводили из жердей камеру для просушки снопов. Верхняя камера отделялась от нижней огневой камеры сводчатой кладкой, закрепленной глиной со щелями для прохода дыма и горячего воздуха. Шиши также использовались для устройства бань. Более того, иногда жерди обкладывали дерном или торфом, для превращения шиша в более основательную баню или в сезонное жилище. Яму у шиша и овина, где находилась каменка или костровище называли «лазня» или «влазня». Дух, живущий за очагом, на Руси назывался «шиш» или «шишига». В овинах обитал их дух-хозяин – «овинник», «подовинник» или «овинный батюшка». К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины". |