Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины". Избражение на заставке: Каркас инипи индейцев племени Шайен. Фотография: Edward S.Curtis, 1910 г. Библиотека Конгресса США. Североамериканские индейцы использовали (и используют) паровую баню инипи (на языке племени Сиу – «дом камней») в своих магических ритуалах очищения и поклонения силам мира еще тысячелетия назад, похожую на бани народов Африки и Скандинавии. Индейцы с помощью инипи очищают тело, ум, сердце и душу. Церемония инипи помогает очистить мышление от препонов, освободить эмоции от груза прошлого и соединиться с Великим Духом в глубине своего сердца. Паровая баня традиционно используется для ритуальной очистки перед важной церемонией Танца Солнца. По преданию, сам Великий Дух Маниту живет в камнях инипи. При нагревании камней Маниту выходит в виде пара, наполняет организм человека и уносит злых духов, боль и болезнь. Затем Маниту возвращается в камни.
Пар в инипи получается при поливании нагретых вулканических камней, распложенных в яме по центру полога (шалаша) из шкур и одеял на деревянном каркасе из тонких стволов вербы или ивы. Вход инипи обращен на восток. В первом раунде банной церемонии участники молятся за себя и за женские аспекты жизни. Во втором раунде – возносят молитвы за близких, и за мужские аспекты жизни. Третий раунд предназначен для исцеления всех участвующих в церемонии, а последний – для вознесения благодарности духам за помощь. Каждый может задать духам через старейшину любые вопросы. Старейшине принято преподносить небольшие пожертвования в виде табака или съестного. У индейцев Навахо известен более длительный целительный ритуал с использованием паровой бани, который называется: церемония 9-ти дневных песнопений, ночные песнопения или ебичай [Curtis E.S., 1907]. Такая индейская церемония проводится с религиозными и целительскими целями. Четыре дня курса (2 – 5-й дни) включают ежедневное утреннее применение бани для того, чтобы исцеляемый хорошенько пропотел. В первый день строится хоган – церемониальный вигвам из бревен, который засыпается поверх землей. Готовятся кеданы – палочки с перьями индейки, которые втыкаются в церемониальную пищу. Пациент входит в хоган, и начинаются ритуалы его излечения, сопровождаемые песнопениями и применением лекарственных средств. Все 9 дней церемонии пациент ночует в хогане.
Начиная со второго дня, пациент проходит через ритуальную баню очищения. Для этого к востоку от хогана вырывают неглубокую яму, которую наполняют горячими углями и золой из очага в хогане и костров. Поверх яма устилается ветками и стеблями растений. Затем все ложе опрыскивается водой. Пациент укладывается на ветви и укрывается одеялами. Вокруг него на землю раскладывается священная еда – подношение для богов, а в землю втыкаются палочки-кеданы. Целители начинают ритуальное пение и поют все время, пока пациент потеет под одеялами. Символически эта церемония напоминает похороны, погружение в пекло, встречу с богами и повторное возрождение. Вместо укрытия одеялами над углями и золой может строиться и каркасная инипи, укрытая тяжелыми одеялами. Целитель время от времени высвобождает пациента из земляной бани и дает ему необходимые лекарства.
В индейском племени Ерок, представители которого до сих пор проживают по берегам реки Кламат в Орегоне и Северной Калифорнии, существует традиция устройства бань-полуземлянок, известных на Руси, и не совсем типичных для Северной Америки (не считая Аляску, где используют бани – землянки). Интересно, что индейское племя Ерок обитает по соседству с землями бывшей Русской Америки (округ Сонома). Известно, что русские колонисты активно использовали труд местных индейцев на полях. Таким образом, возможное проникновение русской культуры в быт индейцев привело к использованию индейцами нехарактерных для них видов бань, который так напоминают русские бани-влазни, существовавшие с языческих времен.
Паровые бани были важной частью каждого индейского поселения племени Ерок. Бани представляют собой землянки, накрытые двускатной кровлей с очень узким полукруглым входом с радиусом не более 60 см. В банях проводились различные ритуалы инициации, переходов из одних социальных статусов в другие, целительские ритуалы. Также бани использовали для сна мужчин и мальчиков в холодную погоду – в каждую помещалось по семь индейцев. Изнутри все помещение было обшито тесом из красной сосны. Пол также был застелен тесом. Внутри располагался каменный очаг (яма, выложенная камнями) и священный столб. Интересно, что в русских ритуальных языческих банях-влазнях также обязательно присутствовал священный столб. Из-за контакта дерева с почвой и влагой дерево быстро гнило, и индейцы каждые 6 лет обновляли свои ритуальные бани, проводя церемонии, в которых воздавали дань уважения своим баням. Топили бани по-черному - еловыми ветками, дававшими густой ароматный дым.
Индейцы использовали для устройства паровых бань геотермальные источники.
К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины". |