Консультации строителя онлайн.


Баня североамериканских индейцев инипи

Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".

Избражение на заставке: Каркас инипи индейцев племени Шайен. Фотография: Edward S.Curtis, 1910 г. Библиотека Конгресса США.

Североамериканские индейцы использовали (и используют) паровую баню инипи (на языке племени Сиу – «дом камней») в своих магических ритуалах очищения и поклонения силам мира еще тысячелетия назад, похожую на бани народов Африки и Скандинавии. Индейцы с помощью инипи очищают тело, ум, сердце и душу. Церемония инипи помогает очистить мышление от препонов, освободить эмоции от груза прошлого и соединиться с Великим Духом в глубине своего сердца.  Паровая баня традиционно используется для ритуальной очистки перед  важной церемонией Танца Солнца. По преданию, сам Великий Дух Маниту живет в камнях инипи. При нагревании камней Маниту выходит в виде пара, наполняет организм человека и уносит злых духов, боль и болезнь. Затем Маниту возвращается в камни.
Свод инипи символизирует утробу Матери-Земли, или панцирь черепахи. Горячие камни в центре («деды») символизируют центр Земли. Посещение инипи символизирует возвращение в материнскую утробу и повторное рождение в обновлении. Преимущественно очистительным ритуалом инипи пользуются мужчины.  По мнению индейцев некоторых племен, женщины и так неплохо очищают себя каждый месяц.  

индейская баня инипи
Земляная индейская баня инипи (хоган). Фотография: Edward S.Curtis, 1910 г. Библиотека Конгресса США.

Пар в инипи получается при поливании  нагретых вулканических камней, распложенных  в яме по центру полога (шалаша) из шкур и одеял на деревянном каркасе из тонких стволов вербы или ивы. Вход инипи обращен на восток.
Банная церемония состоит из нескольких (от 4-х)   «раундов» с отдыхом по 10 минут между заходами в парную. Полная продолжительность церемонии может составлять 4 – 5 часов (или как велят духи).
Вначале в инипи входят женщины, двигаются по ходу солнца и усаживаются на северной стороне лицом на юг. Затем входят мужчины и усаживаются на кедровые бревна в южной части лицом на север. После входит старший и за ним вносят «дедов» - первые пять раскаленных камней. Первый из них кладут в центр, а остальные камни раскладывают по сторонам света. Затем вносят еще 7 камней, чтобы общее количество камней равнялось дюжине. В каждый перерыв в инипи вносятся по 12 новых раскаленных камней. Руководитель церемонии плещет на камни воду и  травяные настои (возможно, на основе «лианы духов» или «лианы мертвых» – айяуаски). Одновременно участники могут раскурить трубку с индейским травяным табаком. Банная церемония сопровождается пением, молитвами и ударами в бубен. Снаружи инипи во время церемонии охраняют суровые «псы – воины».

В первом раунде банной церемонии участники молятся за себя и за женские аспекты жизни. Во втором раунде – возносят молитвы за близких, и за мужские аспекты жизни. Третий раунд предназначен для исцеления всех участвующих в церемонии, а последний – для вознесения благодарности духам за помощь. Каждый может задать духам через старейшину любые вопросы.  Старейшине принято преподносить небольшие пожертвования в виде табака или съестного.

У индейцев Навахо известен более длительный целительный ритуал с использованием паровой бани, который называется: церемония 9-ти дневных песнопений, ночные песнопения или ебичай [Curtis E.S., 1907]. Такая индейская церемония проводится с религиозными и целительскими целями. Четыре дня курса  (2 – 5-й дни) включают ежедневное утреннее применение бани для того, чтобы исцеляемый хорошенько пропотел. В первый день строится хоган – церемониальный вигвам из бревен, который засыпается поверх землей. Готовятся кеданы – палочки с перьями индейки, которые втыкаются в церемониальную пищу. Пациент входит в  хоган, и начинаются ритуалы его излечения, сопровождаемые песнопениями и применением лекарственных средств. Все 9 дней церемонии пациент ночует в хогане.

африканая баня сифуту
Ритуальные бани хоганы индейцев Навахо. Фотография: Edward S. Curtis, 1904 г. Коллекция Библиотеки Конгресса США.

Начиная со второго дня, пациент проходит через ритуальную баню очищения. Для этого к востоку от хогана вырывают неглубокую яму, которую наполняют горячими углями и золой из очага в хогане и костров.  Поверх яма устилается ветками и стеблями растений. Затем все ложе опрыскивается водой. Пациент укладывается на ветви и укрывается одеялами. Вокруг него на землю раскладывается священная еда – подношение для богов, а в землю втыкаются палочки-кеданы.  Целители начинают ритуальное пение и поют все время, пока пациент потеет под одеялами. Символически эта церемония напоминает похороны, погружение в пекло, встречу с богами и повторное возрождение. Вместо укрытия одеялами над углями и золой может строиться и каркасная инипи, укрытая тяжелыми одеялами. Целитель время от времени высвобождает пациента из земляной бани и дает ему  необходимые лекарства.

африканая баня сифуту
Целитель племени Навахо дает пациенту лекарства во время церемонии «земляной бани». Фотография: Edward S. Curtis, 1904 г. Библиотека Конгресса США.

В индейском племени Ерок, представители которого до сих пор проживают по берегам реки Кламат в Орегоне и Северной Калифорнии, существует традиция устройства бань-полуземлянок, известных на Руси, и не совсем типичных для Северной Америки (не считая Аляску, где используют бани – землянки).  Интересно, что индейское племя Ерок обитает по соседству с землями бывшей Русской Америки (округ Сонома). Известно, что русские колонисты активно использовали труд местных индейцев на полях. Таким образом, возможное проникновение русской культуры в быт индейцев привело к использованию индейцами нехарактерных для них видов бань, который так напоминают русские бани-влазни, существовавшие с языческих времен. 

индейская баня
Вход в баню-полуземлянку индейцев племени Ерок. Фотография: Edward S. Curtis, 1923 г. Коллекция Библиотеки Конгресса США.

Паровые бани были важной частью каждого индейского поселения племени Ерок.  Бани представляют собой землянки, накрытые двускатной кровлей с очень узким полукруглым входом  с радиусом не более 60 см. В банях проводились различные ритуалы инициации, переходов из одних социальных статусов в другие, целительские ритуалы. Также бани использовали для сна мужчин и мальчиков в холодную погоду – в каждую помещалось по семь индейцев. Изнутри все помещение было обшито тесом из красной сосны. Пол также был застелен тесом. Внутри располагался каменный очаг (яма, выложенная камнями) и священный столб. Интересно, что в русских ритуальных языческих банях-влазнях также обязательно присутствовал священный столб. Из-за контакта дерева с почвой и влагой дерево быстро гнило, и индейцы  каждые 6 лет обновляли свои ритуальные бани, проводя церемонии, в которых воздавали дань уважения своим баням. Топили бани по-черному - еловыми ветками, дававшими густой ароматный дым.
У другого индейского племени Северной Калифорнии – Хупа, бани были сделаны из каменно-земляной кладки из крупных камней, перекрытой двускатной кровлей из соснового теса, как и у индейцев племени Ерок.

индейская каменная баня
Каменная баня индейцев племени Хупа, Северная Калифорния. Фотография: Edward S. Curtis, 1923 г. Библиотека Конгресса США.

Индейцы использовали для устройства паровых бань геотермальные источники.

индейская баня на геотермальных источниках
Индейская паровая баня инипи возле гейзера в округе Сонома, Северная Калифорния. Фотография: Carleton E. Watkins 1860–65 гг. Стереоскопическая открытка. Коллекция Библиотеки Конгресса США.

К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".