Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".
В великокняжеских и царских дворцах бани (мыльни, мовни, мовницы) устраивали либо в подклете, либо на одном этаже с опочивальней, отделяя баню сенями или коридорами. На втором этаже Теремного дворца в Кремле была устроена царская мыленка. Пол в ней был выложен свинцовыми досками, спаянными оловом, которые укладывали «водовзводных дел мастера». Поверх свинцовой гидроизоляции укладывались доски «в решь», то есть с зазором, для оттока воды. По свинцовым доскам вода стекала в водоотводные желоба [Забелин И., 1872].
В Коломенском теремном дворце царя Алексея Михайловича мылен было целых четыре: одна на мужской половине, одна на половине государыни, одна у царевен и, самая большая, в отдельных хоромах царевичей. Мылись во дворце часто: Алексей Михайлович бывал в бане 2 – 3 раза в неделю.
Перед мыльной царской бани был расположен предбанник – или мовные сени (предмыленье). В предбаннике стояли лавки покрытые шитыми полавочниками и столы с «мовной стряпней»: бельем, банным колпаком, убрусами, мылом, щелоком в луженых медных сосудах, «гуляфной водкой» для мытья головы (спиртовая настойка на корнях, цветах и плодах шиповника (морщинистой розы)), пивом и квасом. Мыло в царской бане XIV – XVI веков употреблялось «булгарское», «немецкое», «ишпанское», «халяпское» (сирийское из города Алеппо), «грецкое» и отечественное – ярославской, костромской, московской, тверской и шуйской варки. После бани для ароматизации тела использовали «ароматные водки» – натуральные духи-настойки на корице, шалфее, землянике, хранившихся в склянках-«сулейках». Всем хозяйством заведовали специальные люди – стряпчие.
Царская мыльня совмещала в себе парную и собственно мыльню, как и в торговых русских банях того времени. Царская мыльня принципиально не отличалась от любой торговой (общественной городской) бани. Днем мыльня освещалась через узкие окна с суконными занавесями и слюдяными «московскими» стеклами, а в вечернее время – светильниками со слюдяными же стеклами. У полков для вентиляции (точнее для отвода дыма, во время протопки бани) окно было «волоковое» – без стекла.
К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".
На фотографии в заголовке: Вид Теремного дворца Алексея Михайловича в Коломенском. © 2015 Ольга Матафонова. Все фотографии в статье: Ольга Матафонова. Текст статьи: Андрей Дачник.
Нынешний деревянный дворец царя Алексея Михайловича был «воссоздан» по сохранившемуся макету в 2010 году. Оригинальный теремной дворец Алексея Михайловича был построен во второй половине XVII века и снесен в последней трети века XVIII-го. Теремной дворец Алексея Михайловича - настоящее воплощение детских фантазий о древнем сказочном русском царском дворце: какофония внешних архитектурных объемов с богатыми заимствованиями из азиатской культуры, более чем богатая внутрення роспись на фоне бесконечного красного и золотого, резьба и цветные стекла. Своим богатым экзотическим декором теремной дворец Алексея Михайловича неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. |
|
|
Невероятное сочетание форм и цвета до сих пор используют в коммерческих целях, чтобы поразить воображением иностранных туристов. На снимке представлен гостиничный комплекс в туристической деревне Верхние Мандроги в Подпорожском районе Ленинградской области. К чести владельцев этого туристического комплекса следует сказать, что, кроме "китчевой" туристической части, в деревне есть превосходная русская этнографическая коллекция старинных северных изб и хозяйственных построек, утвари и предметов обихода. И все экспонаты, абсолютно все можно трогать руками! |
|
|
В Теремном дворце Алексея Михайловича в Коломенском был воссоздан интерьер бани царя и царевеча близ Хором царевичей. Интерьер бани и "мовных" сеней был воссоздан по описи 1742 года.
Царские мыльни были, пожалуй, единственными банями на Руси, где в красном углу находились иконы и поклонный крест. В сенях раздевались и отдыхали после бани. Здесь же хранилась вся "мовная стряпня" (все что использоваалось при мытье и после него).
|
|
|
Торговые (так в старину назывались общественные бани) русские бани. Фрагменты миниатюры из рукописи XVII в.. |
|
|
После парной царь Алексей Михайлович любил отдыхать на лавке на «мовной постели» – «бумажнике», матраце, набитом хлопком. Подушка «заголовье» была набита пухом. |
|
|
Свет в помещение парной проникал через маленькие окна, забранные "московским стеклом", то есть - слюдой.
Вечером в бане зажигали слюдяные фонари на масле, а окна закрывали суконными шторами. Пол в бане Алексея Михайловича устилали сеном, покрывали для удобства полотном, по углам раскладывали пучки ароматных трав и цветов, а по полу «для аромату» разбрасывали мелко нарубленный можжевельник [Черная Л.А., 2013]. Этот обычай известен некоторым банщикам и сейчас под названием «баня по-царски». |
|
|
Кадки для воды в царской мовнице в Теремном дворце Алексея Михайловича в Коломенском. |
|
|
Купель - "платформа" для мытья обязательно устилалась полотном. Этот обычай соблюдался и в частных и общественных ванных в России до 1917 года, когда "новая пролетарская" культура решительно отвергла "быт Старого режима", да и вообще "старую" мораль и веру. |
|
|
Воду в огромных купелях для мытья - "платформах", нагревали с помощью камней, раскаленных в печи. Камни в купели видны видны под простынями. |
|
|
Отапливалась мыльня кирпичной каменкой, облицованной зелеными «муравлеными» изразцами.Печи топились "по-черному" - делать безопасные дымоходы на Руси в то время не умели и не хотели, хотя в Европе такие технологии дымооудаления уже были хорошо известны. Печь протапливалась, камни раскалялись, с их помощью нагревалась вода в купелях и получался пар "для парения". В этой же печи калили камни для нагрева воды в липовых «площадках» (купелях с большой площадью дна). Известный историк и бытописатель И. Е. Забелин воссоздал устройство царской бани: «…в углу стояла большая изразчатая печь с каменкою, или каменицею, наполненною полевым серым круглым каменьем, крупным, который назывался «спорником», и мелким, который назывался «конопляным». Камень раскалялся посредством топки внизу каменки» [Забелин И.Е., 1990]. И каменка, и топка закрывались железными заслонками. Во время парения парильщики обливались квасом, и иногда, квасом же поддавали пару. Для этого же употреблялось и ячное пиво. |
|
|
От печи во всю стену шел «многоэтажный» лестничный полок, который перед приходом царя покрывали свежими травами и березовыми ветками (или ароматным сеном в зимнее время) и укрывали полотняными простынями. За год в царской мыльне расходовали до 3000 березовых веников, поэтому на всех крестьян подмосковных волостей положен был оброк березовыми вениками. |
|
|
Личный врач царя Алексея Михайловича, англичанин Самуэль Коллинс оставил в своих записках «Нынешнее состояние России» рассказ об одном пикантном событии, имевшем место в бане: «Царь часто обязывал своего сына следовать его советнику (дядька) во всех делах. Его имя было Борис Иванович Морозов, к которому Отец Русских и относит эту историю о том, что он – фаворит Великого Тирана, (будучи вдовцом) умолял позволить ему жениться на одной из наложниц Царя, которая была ему все же отдана.
Но пока они были заняты своими любовными утехами, закрытые в бане, Царь секретно доставил дикого медведя, который свалился на них и сожрал обоих» [Коллинс С.,1846].
На репродукции: Московская баня XVII века. Миниатюра из «Сборника повестей». Государственный Исторический музей.
К оглавлению книги А. Дачника " Баня. Очерки этнографии и медицины". |
|
|