Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины". Избражение на заставке: Византийская баня постройки XIII – XIV вв. в Салониках, Греция, функционировавшая до 1940-х гг. Фотография: Marijan. Бани Византии многое заимствовали от своих исторических предшественников: греческих и римских бань. В Константинополе во II веке н.э. на месте храма Юпитера (Зевса) были построены знаментиые Зевсовы бани. Они просуществовали достаточно долго, пока не были разрушены в 532 году во время восстания Ника (так как окрестные ремесленники понуждены были содержать бани за свой счет), которое началось на близлежащем ипподроме. В IX веке часть остатков Зевсовых бань превратили в казармы, а часть – в тюрьму. Облик и судьбу византийских бань определила новая христианская вера, а точнее – ее трактовки в различные времена существования Империи Нового или Второго Рима – Константинополя. Новый христианский быт и менталитет, направленный на умаление всего телесного и праздного, демографический спад, нехватка топлива и воды на жарких и засушливых имперских просторах привели к постепенной трансформации роскошных и сложных в постройке римских терм в небольшие упрощенные бани утилитарного назначения. На пути с позднеантичных времен (IV век) до IX века византийские бани превратились из огромных (до 500 м2) банных комплексов в небольшие бани из одного парного отделения с раздевалкой и помещения с топкой [Сорочан С.Б., 2013]. Во времена христианства проповедники достаточно быстро сумели привить людям чувство стыда за свою плоть, и в бани практически перестали ходить для наслаждения жизнью. Во времена Византии посещение бани стали рассматривать как ритуальное средство очищения, гигиеническое и лечебное мероприятие. Омовения в бассейнах, там, где они еще сохранились в банях, совершались уже в одежде, и византийская женщина «…сходила в воду в хитоне, стыдясь, как говорят, самой себя». Все это привело к тому, что девушки и молодые женщины старались в бани лишний раз не заходить. Вскоре христианская церковь вообще запретила совместные посещения бань мужчинами и женщинами. До сих пор никем не отмененное правило №77 Пято-Шестого Трулльского Вселенского Сбора (680 – 681 гг.) гласит: «Не должно священнослужителям или причетникам, или инокам мытися в бане, вместе с женами, ни даже всякому христианину мирянину. Ибо сие есть первое нарекание со стороны язычников. Аще же кто в сем обличен будет: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен». Христиане, унаследовав ветхозаветные нормы, стали придавать бане важное ритуальное очистительное значение (очищение от «скверны бытия»). Новые бани в Византии возводили рядом с христианскими храмами, а старые роскошные термы зачастую переделывали в христианские храмы, отчего и сформировался характерный «византийский» вид храмовой архитектуры. (Когда Константинополь в 1453 году перешел в руки Османской империи, мусульмане стали перестраивать византийские христианские храмы в бани (хаммамы)). Любые важные дела или религиозные обряды не совершались без предварительного омовения в банях. В Византии приглашение в баню, означало выражение любви и признательности. В значительной мере своей сохранности во время воцарения христианской морали древняя банная культура обязана византийским врачам, объвившим посещение бани хорошим лечебным средством. Христианские монастырские уставы позволяли посещать баню больным монахам дважды в неделю, а здоровым – два –три раза в год, а некоторые – только «от Пасхи до Пасхи». До VI века, пока христианство было «менее строгим», бани посещали часто, иногда по два раза в день. В баню было принято ходить после таинства причастия, которое у богобоязненных христиан происходило не реже одного раза в месяц. Мылись в бане и перед крещением. Впрочем, аналогичный обычай «крещальной бани» для иностранцев прослеживается в России XVI-XVII веков. Случалось, что в Византийской империи и Пасху праздновали в банях [Сорочан С.Б., 2005]. Бани закрывали только на время крестных ходов. К IX веку родился христианский запрет на посещение бань по четвергам и воскресениям.
Много бань было построено в византийских городах: Александрии, Антиохии и Карфагене. В Константинополе были известны следующие крупнейшие бани: Александра, Аркадия, Ахилла, Ойкономейон, Евдокии, Зевксиппа (у храма Зевса со статуей Конного Зевса), Константина, Софиевы (Тавра), Анастасии, Влахернские, Диагисфей, Льва, Карозиана и бани Большого императорского дворца. Также в Константинополе существовала примерно тысяча небольших частных бань. В византийский период все больше начинает проявляется отношение к бане как к лечебной процедуре. В «Медицинском трактате» XI-XIV вв. (известному по рукописи Cod. Plut. VII, 19 Библиотеки Лоренцо Медичи во Флоренции) (Цит. по: Литаврин Г.Г., 1997) сообщалось: «Что же касается пота, то и он является полезным и сообщает выносливость когда бывает умеренным. Если же пот прекращается ввиду тучных излишков и от перемены привычного образа жизни, нужно возбуждать его умеренным утомлением и движением тела посредством купания в бане и посредством вареных лекарственных трав, например майорана, кошачьей мяты и ромашки. Когда все это сварено в воде, пусть он натрет все тело с помощью грубого полотна и после этого моется; возбуждает это обильный пот... Что касается бани, то она весьма оберегает здоровье и укрепляет тело. Мыться нужно натощак, прежде чем явится голод и аппетит. Опасным является промедление (имеется в виду – «пересиживание»)в бане. Однако тот, кто является влажным по темпераменту и имеет тучные и липкие излишки, пусть сидит в бане до тех пор, пока не выступит пот. Не следует его смывать, пока не наступит облегчение тела. Пусть натрет [затем] все тело мукой из лупина, смешанной с корнем куркумы, сухой кожурой цитруса, измельченными листьями розмарина и всем, подобным этому. Тот же, кто горяч и сух по темпераменту, пусть моется пресной водой и пусть натрет все тело дынями, выжимками тыквы и бобовой мукой, в которую примешаны сухие измельченные розы и мирты или что-нибудь, подобное этому. Нехорошо пить холодную воду в бане. Ведь она охлаждает все тело; многократное питье холодной воды в бане вызывает водянку и иные страдания. Потребление холодной воды пусть
Из трактата архитектора Юлиана Асколонита о законах и обычаях Палестины V века н.э.
Мусульманский географ Ал-Мукаддасий (Шамс Ад-дин Ал-Мукаддаси, 1994) так описывал бани в столице византийской провинции Палестины городе Табарии в 985 году: «Табария, главный город округа урдуннского, местность, лежащая в долине Ханаанской… В Табарии есть восемь бань, не нуждающихся в отоплении, и много водоемов горячей воды для омовений. … В Табарии есть источник, питающий большую часть городских бань; к каждой городской бане проведен канал; пары этой воды нагревают отделения (бани), так что они не нуждаются в огне, в первом же отделении бани имеется холодная вода, которая смешивается (с горячей) настолько, чтобы можно было вымыться. Водоемы для омовения здесь (наполняются) этой же водой. В этом округе есть целебная горячая вода, называемая «ал-Хамма» (горячие ключи Джадара в долине Ярмука к югу от Табарии). К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины". | ||||||||||||