Консультации строителя онлайн.


История происхождения банного термина "stew" (рагу) в английском языке

Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".

Избражение на заставке: Уффингтонская Белая Лошадь в Оксфордшире, Англия, была создана за 3000 лет до н.э.

В литературе встречаются различные версии происхождения английского термина «stew» в обозначении общественных бань. Одна популярная версия указывает на испанское слово «estuve», означающего «большую ванну», как на предшественника термина «stew». По другой версии, английские бани назвали «рагу» из-за сходства с этим блюдом  разнообразных «медленно варящихся» человеческих тел в горячих ваннах.  Однако настоящая история появления термина «рагу» по отношению к баням и ваннам несколько иная. В этом названии кроется брутальное языческое содержание и весьма специфический сексуальный подтекст.

Языческий ирландский (кельтский) ритуал жертвоприношения коня имел общие корни с древними протоевропейскими индуистскими ритуалами обретения власти и стяжания плодородия. Ритуал инаугурации короля в древней Ирландии должен был продемонстрировать, что новый властитель обладает особыми качествами, но в то же время должен нести ряд обязанностей перед своим народом, будучи посредником между ним и Небесами, являясь «священным королем». Власть любого короля опирается на возможность использования военной силы и право создавать законы и вершить суд именем Небес. Ритуал инаугурации должен был проверить короля на «особые» способности, и даровать ему религиозное обоснованное право власти через «священную свадьбу» (венчание на царство). Во время ритуала будущий король «как зверь» должен был иметь сношение с белой кобылой прямо перед всем своим племенем. Успешность полового акта подтверждала перед людьми священное право короля на власть. Сразу же после соития будущий король лично убивал кобылу, которую тут же разрезали на кусочки и варили из нее «stew», то есть рагу   [Brey D., 1999]. Затем король принимал в этом котле с рагу ванну, одновременно поедая мясо кобылы. Также он пил бульон, в котором купался, ртом прямо из котла. Подданные также ели мясо из котла с рагу,  в котором новый ирландский король принимал ванну. Если весь ритуал проходил по правилам, король получал власть, которая считалась священной [Puhvel J., 1981].  
Поэтому принятие ванны в парящих горячих водах и стали называть в Англии «рагу». Кстати, во время ритуала пили священный напиток, который назывался «mead» (миёд). Название это священного дурманящего напитка, получаемого из продуктов пчеловодства, восходит к ирландскому королевскому имени Ипомедус, которое в свою очередь имеет корни в индийском ритуале Ашвамедха. Оба эти имени означают одно и то же: «принесение в жертву  лошади» [Brey D., 1999]. Сами же ирландцы предпочитали паровые бани-землянки.  

Символ белой лошади до сих пор весьма популярен в англо-саксонском мире: белая лошадь находится на флаге графства Кент, Англия, белая лошадь представляет марку виски. В славянской культуре белый конь также почитался священным: при идоле бога плодородия Святовита в Арконе жрец держал белого коня – предсказателя будущего.

жертвоприношение белой лошади ирландским королем
Ирландский королевский инаугурационный ритуал: жертвоприношение белой кобылы, приготовление из нее рагу, и купание короля в котле с рагу. Изображение из Topographia Hibernica. Англия. 1220 г.
К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".