Нормативные требования в Российской Федерации к установке низковольтного оборудования и конкретно приборов учета потребления электроэнергии (счетчиков электроэнергии) регламентируются Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) 7 издания от 2002 года и ГОСТ Р 51321.5-2011 " Устройства комплектные низковольтные распределения и управления".
Схема №1 Общие требования к наружной установке счетчиков электроэнергии на столбы (опоры).
Где и как должны быть размещены счетчики (приборы учета) электроэнергии?
ПУЭ-7 пункт 1.5.27. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20°С.
ПУЭ-7 пункт 1.5.29. Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию. Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках. Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
ГОСТ Р 51321.5-2011 Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 5. Дополнительные требования к низковольтным комплектным устройствам, предназначенным для наружной установки в общедоступных местах (распределительным шкафам)
7.2 Оболочка и степень защиты 7.2.1.3 Оболочка ШРКП, полностью собранного согласно указаниям изготовителя, должна иметь степень защиты не менее IP34D по ГОСТ 14254. Степень защиты от проникновения жидкостей IP X4 (второй знак в индексе) означает, что шкаф, короб или щиток для установки счетчика на столбе должен быть защищен от проникновения брызг жидкостей во всех направлениях.
ПУЭ-7 пункт 1.5.30. В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т.п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Аналогичные шкафы должны устанавливаться также для совместного размещения счетчиков и трансформаторов тока при выполнении учета на стороне низшего напряжения (на вводе у потребителей).
ПУЭ-7 пункт 1.5.36. Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.
ПУЭ-7 пункт 2.1.47. В местах, где возможны механические повреждения электропроводки, открыто проложенные провода и кабели должны быть защищены от них своими защитными оболочками, а если такие оболочки отсутствуют или недостаточно стойки по отношению к механическим воздействиям, - трубами, коробами, ограждениями или применением скрытой электропроводки.
В Постановлении Правительства РФ от 4 мая 2012 г.№ 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в пункте 1. 8. указано, что "... действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе".
Электроснабжающие организации и всевозможные товарищества собственников недвижимости (СНТ, ДНТ) в последнее время в рамках борьбы с безучетным потреблением электроэнергии (квалификация "воровство" к электроэнергии неприменима, так как у электроэнергии отсутствует такой признак, необходимый для совершения кражи, как "вещность") стали массово предъявлять требования к установке контрольных или расчетных счетчиков электроэнергии на столбы (опоры электрической сети) или на фасады зданий. Толчком к решению установки счетчиков электроэнергии на столбы послужил выход Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Статья 13.6 ФЗ-261 "Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы" гласит: До 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом местом установки счетчиков электроэнергии в ПУЭ 7 издания (Правилами устройства электроустановок) указывается граница балансовой принадлежности части электросети: пункт 1.5.6. Счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. В садоводствах (СНТ) чаще всего нет актов об разграничении балансовой принадлежности индивидуальной и коллективной электроустановки, в большинстве случаев такой границей условно считается тот или иной участок ввода в дом. Граница может быть обозначена как на столбе (опоре линии электропередач), так и по фасаду здания.
В большинстве западных стран счетчики для учета электроэнергии устанавливаются в закрытых шкафах на фасаде здания или на ограждении участка. Основные требование к установке счетчиков электроэнергии: возможность визуального контроля показаний как собственником, так и контролером, и, кончено, предупреждение возгорания узла учета электроэнергии и предупреждение поражения электрическим током людей.
Перенимая зарубежный опыт, отечественные установщики счетчиков электроэнергии на столбы и фасады зданий, зачастую забывают или сознательно не желают заглядывать в отечественные нормативные документы, где предписаны требования к установке счетчиков электроэнергии (низковольтного - до 1000В оборудования). В результате доморощенные узлы учета электроэнергии со счетчиками на столбах или фасадах зданий начинают представлять опасность как в плане поражения людей электрическим током, так и в плане пожарной безопасности. Хотя, например, в Псковской и Новгородской областях счетчики на столбах устанавливаются по всем нормам и правилам (за исключением, пожалуй, подогрева счетчиков зимой. Но от этого больше страдает сама энергоснабжающая организация, так как в мороз счетчики учитывают на 10-15% меньше электроэнергии, чем фактически было потреблено).
В большинстве садоводческих товариществ установка счетчиков электроэнергии на столбы применяется как мера предупреждения безучетного потребления электроэнергии. Сложившаяся с советско-коммунистических времен практика "колхозного" электроснабжения садоводческих товариществ, когда садоводство платит по одному общему счетчику электроснабжающей организации и затем взымает с садоводов плату за потребленную электроэнергию, зачастую приводит к ситуации, когда честные потребители электроэнергии оплачивают безучетно потребленную недобросовестными гражданами электроэнергию в СНТ. Для поиска "воров электроэнергии" садоводства выносят счетчики на столбы. Кстати, сами дополнительные счетчики, возросшее количество электрических соединений в сети садоводств, установка дополнительных автоматических выключателей приводит к тому, что потери в сети садоводства возрастают.
Надо сказать, что для садоводств гораздо более эффективной мерой для предупреждения безучетного потребления электроэнергии является заключение каждым садоводом прямых договоров с электроснабжающей организацией. В этом случае проблемой неплатежей будет заниматься сама ЭСО, а садоводы не будут оплачивать электроэнергию "за того парня". Однако, председатели садоводств, чаще всего имея особые интересы материального или нематериального характера в контроле электроснабжения садоводов и сборе с них денег за потребленную электроэнергию, активно препятствуют переходу СНТ на прямые договора и сознательно вводят садоводов в заблуждение, говоря о невозможности заключения прямых договоров электроснабжения.
Между тем, право на заключение прямых договоров ЛЮБЫМ потребителем с гарантирующим поставщиком электроэнергии (электроснабжающей организацией) гарантировано положениями главы III. пунктов 9 и 32 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее - ПП №442). Наличие у садоводства (СНТ) собственной электросети не является препятствием для передачи электроэнергии садоводу, заключившему прямой договор с электроснабжающей организацией на потребление электроэнергии, так как согласно положениям главы I пунктов 5 и 6 Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг..." любой владелец электросетей (даже СНТ или частное лицо) не имеет права препятствовать передаче электроэнергии потребителю или взымать за передачу электроэнергии плату.
Фактически согласно пунктам III. 69, 71, 72 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г.№ 442 граждане - потребители электрической энергии могут заключить прямой договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии. Наличие договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком подтверждается документом об оплате этим гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение, период, за который внесена плата, и адрес местонахождения энергопринимающего устройства, потребление электрической энергии которым оплачивается. Кроме того, по желанию гражданина в документе могут быть указаны фамилия, имя и отчество этого гражданина. В этом случае договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящим документом, с даты, соответствующей дате начала периода, за который гражданином произведена первая оплата электрической энергии этому гарантирующему поставщику.
Однако, идя на поводу у электроэнергетических монополистов, в 2015 году Правительство Российской Федерации решило не рассматривать членов СНТ как самостоятельных субъектов права в Российской Федерации и значительно усложнило процесс заключения прямых договоров и получение прямых подключений. Отныне, каждый российский садовод, кто хочет получить прямой договор с электроснабжающей организацией, либо увеличения выделенной мощности должен прежде всего добиться от правления своего СНТ подачи соответствующего заявления в электроснабжающую организацию. Самостоятельно подавать такие заявления Правительство Российской Федерации садоводов России ЛИШИЛО.
Читаем первоисточник:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 13 марта 2015 г. № 219
МОСКВА
"О внесении изменений в Правила технологического
присоединения энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической
энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,
принадлежащих сетевым организациям и иным лицам,
к электрическим сетям
2. Дополнить пунктом 85
следующего содержания: "85. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или
дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим
объединением либо его представителем."
Впрочем, садоводам дан шанс выйти из членства в СНТ и подать заявление на подключение или увеличение мощности самостоятельно:
"В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
1. Напишите заявление в 2-х экземплярах в правление СНТ в котором укажите на допущенные нарушения нормативных документов, регламентирующих технические условия размещения счетчиков (приборов учета) электроэнергии на столбах и потребуйте в определенный срок (10 дней) предоставить вам письменный ответ от правления СНТ с объяснениями произведенных действий и сроками устранения нарушений. Второй экземпляр с отметкой о принятии документа правлением оставьте себе - он может понадобиться в дальнейшем при обращении в гос органы или суд.
2. Если ответа от правления не поступит, или поступит формальный ответ с отказом от устранения нарушений, то вам придется обратиться в