Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины". Избражение на заставке: Современная шведская басту. Фотография: Marja Erikson. Музей провинции Уппланд, Швеция. В Швеции сауну называют «басту» – сокращение от badstuga (банный домик). Шведская сауна – басту в древности не отличалась от финской сауны. Первые городские басту были зарегистрированы в Стокгольме в начале XV века. Однако из-за большего проникновения христианства и меньшей приверженности шведов язычеству, по сравнению с финнами, шведская басту к началу XVIII потеряла свое сакральное значение. Проникнувшись идеологией европейской христианской церкви по отношению к паровым баням, шведские врачи стали (часто небезосновательно) видеть в банях рассадник кожных и венерических заболеваний, а шведские экономисты обвиняли баню в неоправданно большом расходе дров. В результате распространения «новой христианской европейской цивилизации» шведы стали посещать басту все реже, предпочитая европейский вариант купания в ваннах. В басту же ходили в основном на Рождество и по медицинским показаниям. Шведы стали призывать и финнов, находившихся в то время под шведским владычеством, откзаться от «языческой сауны». Шведские врачи того времени говорили, что кожа от саун становится грубой и темной «как у финских крестьян» [1]. Вполне вероятно, что стремления русского царя Петра прорубить «окно в Европу» во время Северной войны (1700-1721 гг.) заставили шведов поумерить свой пыл в отношении истребления финских саун. Хотя финны до сих пор называют период Северной войны «Большой ненавистью» из-за постоянных грабежей населения как шведскими, так и русскими войсками, возможно, именно благодаря успеху русской армии, финская сауна была сохранена как для самих финнов, так и для всей мировой цивилизации. Например, в Норвегии, которая долгое время не могла избавиться от шведской и датской зависимости, традиционная для Скандинавии паровая баня повторила судьбу шведских басту. Шведские басту стали использоваться населением в основном для купания по европейскому образцу – без паровой бани. Отличия шведской общественной бани от финской хорошо видны на иллюстрации ниже: это и банщицы в бане, использование ванн для мытья и, разумеется, отсутствие в бане пара. Шведские домовые и деревенские басту стали использоваться для обычного мытья без пара и для просушки солода. Поэтому бани стали часто именовать «домиками для сушки», «домиками для солода» или «бревенчатыми домиками». Исконные паровые бани сохранялись, пожалуй, только в провинции Даларна. А в Готланде возник особый вид сауны – чердачная, куда жар подавался по трубе из нижерасположенной кузницы или пекарни. Паровая сауна вернулась в Швецию только в начале XX века в виде финской сауны. Однако, если финны могут париться в саунах при температурах до 100°C и выше, то шведы считают оптимальной температуру в сауне не выше 80 – 85°C [2]. Комментарии автора: 2. Многие современные (2010 – 2014 гг.) рекомендации и стандарты спортивной и военной медицины развитых стран устанавливают ограничение максимальной температуры в сауне при относительной влажности воздуха 5% в диапазоне 70 –82°C. В тоже время отраслевые стандарты велнесс - индустрии Англии допускают температуры в сухих саунах до 100°C . В паровых банях максимальная допустимая температура гораздо ниже – около 50 – 55°C. О медицинских причинах установки подобных ограничений мы поговорим во второй части книги. К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".
|